Type to search

Небольшой обзор кризисной ситуации от создателя проекта «Питчинги» Наталии Егоровой с предложениями экспертов, как мы все ее должны пережить, а лучше – ПРОжить.

Вечеринка Питчингов (от комьюнити молодых кинематографистов «Питчинги»), прошедшая в Москве для 100 молодых кинематографистов – сценаристов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов – 14 марта, стала, кажется, последним крупным мероприятием в сфере молодого кино если не в России, то в Москве уж точно. Уже 16 марта Мэрия Москвы запретила собираться в помещениях по 50 человек. Постепенно – один за другим – киновузы, киношколы, кинокурсы перешли на онлайн-режим. Стали отменяться съемки кино и сериалов. Кажется, киносообщество впало в спячку.

Не конец, но заморозка света

ММКФ и «Святая Анна», которых так ждали в апреле, перенеслись на неопределенный срок. Кажется, больше всего этому расстроилась моя подруга – сценарист и продюсер Мария Макарова @marimak25, которая пару месяцев назад переехала в Москву из Казани: она мечтала впервые в жизни отметить свой День рождения на крупнейшем событии фестивальной жизни Москвы. Фестиваль короткометражных фильмов «Человечное кино» в Челябинске (даты проведения 1-4 апреля) пройдет онлайн (со всеми мастер-классами, воркшопами и занятиями йогой). Министр культуры РФ Ольга Любимова подписала приказ с рекомендацией для всех кинотеатров приостановить деятельность с 23 марта 2020 года. И уже 24 марта на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории РФ было принято решение поручить органам исполнительной власти приостановить деятельность кинотеатров (кинозалов), а заодно и других развлекательных и досуговых заведений.

Кажется, что после такого сильного удара, кинотеатральный прокат может и не оправиться. Стоит ли всем перевставать на онлайн-рельсы? Киновед, продюсер, основатель и художественный руководитель киношколы «Свободное кино», креативный продюсер студии «Свободное кино», преподаватель Академии Коммуникаций Wordshop и киношколы «Индустрия» Дмитрий Куповых дает свой прогноз:

«Уйдет ли зритель из кинотеатров в онлайн, пока прогнозировать сложно. Зависит от того, как долго продлится карантин. Есть информация, что 12 апреля вовсе не конечная дата – будет и продолжение, а, может, и повторение, ведь распространение эпидемии происходит волнами. И, конечно, это не может не повлиять на культуру смотрения и производство фильмов. Конечно, какая-то часть кинотеатров закроется, обанкротится, но полностью культура кинотеатрального смотрения не умрет – просто снизит обороты.

Индустрия еще с прошлого года трубила, что интернет-платформы стремительно развиваются и будущее за интернет-сериалами – и сейчас Вселенная это подтверждает. Еще до пандемии было понятно, что начнет активно развиваться платный онлайн-просмотр. А коронавирус выступил мощным катализатором для ранее сформировавшихся тенденций. Что касается перепрофилирования профессионалов кино в сторону интернет-сериалов, то я советую это своим студентам еще с осени 2019 года. Сейчас действительно самое перспективное время для создания контента под онлайн-платформы. И полный метр разрабатывать имеет смысл только если вам необходимо получить опыт в создании данного формата, доказать себе и окружающим, что вы можете это делать. А если вы хотите попасть в индустрию, то надо разрабатывать интернет-сериалы».

Население прильнуло к мониторам телевизоров и компьютеров (не только за порцией противоречивых новостей, но и за развлекательным контентом). Минкомсвязи обратилось к телевизионным каналам первого и второго мультиплексов с предложением увеличить долю познавательного и образовательного контента в эфире на период пандемии коронавируса. Это распоряжение было ориентировано, прежде всего, на детей, остающихся днем дома без присмотра родителей и включающих телевизор.

Продюсер, генеральный директор ООО «Видео Республика», член Академии Российского телевидения, куратор факультета Креативного продюсирования Академии Коммуникаций Wordshop Юлия Богатикова комментирует сложившуюся ситуацию: «Из-за короновируса, да и не только, тенденция такова, что отклик у аудитории найдет не столько развлекательный, сколько полезный и применительный к повседневной жизни контент. Первой ласточкой уже стала программа Первого канала «Проверено на себе», где ведущие Владимир Маркони и Елена Абитаева с большой долей юмора рассказывают об интересных и полезных вещах. Сейчас станут более востребованы форматы типа «как это сделано» – причем в самом широком значении фразы (начиная от политики и кончая бытом). Наряду с, как всегда популярными у зрителей, хорошими фильмами и сериалами, такие передачи будут вызывать активный интерес».

Смотреть, конечно, есть что: многие онлайн-видеосервисы предоставили скидки, а то и бесплатный доступ ко всему или части своего контента. Меж тем появляются и прогнозы недалекого кризиса, связанного с отсутствием видеоконтента – по причине остановок производства многих проектов в период карантина. Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющая 35 кинокомпаний, написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке, так как в связи с ситуации с коронавирусом и мер по его сдерживанию российские производители кино- и телеконтента вынуждены останавливать съемки в общественных местах, а это, по их словам, может сдвинуть и выход фильмов в прокат, и премьеры на телевидении. По сообщению газеты «Коммерсантъ», на «Мосфильме» на прошлой неделе висело объявление об ограничении присутствия на съемочной площадке одномоментно в 50 человек. Впрочем, и такими силами кино можно производить.

Юлия Богатикова считает, «дефицита видеоконтента не будет – блогеры активно создают видеоконтент, как мы видим по Youtube, «ВКонтакте», «Одноклассникам». Прекрасно сориентировались наши звезды, которые организуют онлайн-концерты, стримы и другие активности в сети.

Конечно в данной ситуации сложнее всего именно профессиональному сообществу. Процесс производства замедляется. Однако традиционно большая часть сериального производства осуществляется летом (начало активности: конец мая – начало июня), поэтому в это время года если что-то и снималось, то только пилоты. Так что пока не стоит бить тревогу – если карантин продлится месяц, полтора, то серьезного урона индустрия не потерпит. Другой вопрос, что падает рекламный рынок и, конечно же, это отразится на бюджетах сериалов и другого видеоконтента».

Ренталы кино- и видеооборудования отмечают падение спроса на их услуги. Генеральный директор Super35 Максим Русяев комментирует: «Спрос падает. 50% проектов переносится на осень. А если карантин продолжится, на осень отложат и остальную половину. Но мы верим в лучшее. Следующая неделя будет показательной». При этом Super35 не прогнозирует изменение цен на аренду в посткарантинном будущем и сохраняет скидку 50% для всех студентов: «Цены вряд ли упадут. В ренталах цену не формирует спрос и предложение. Рынок крайне узкий, о демпинге сразу узнают и корпоративно «поговорят»; цена формируется из возможностей бюджета и продюсеров +/- 10%. А студенты – безусловно, коммон!»

Снимаем дома

Меж тем документалисты и блогеры кинулись снимать видеоконтент про «домашний арест» и про то, как на них и окружающих сказалась эта наша новая реальность. По сети пошла шутка «Как мы можем обсуждать корона-вирус, если Дудь еще не снял про это фильм?» (Дудь, ну ты понял – мы ждем)))

23 марта Андрей Кончаловский обратился к своим подписчикам в социальных сетях с предложением стать соавторами документального фильма-исследования с рабочим названием «Карантин по-русски»: участников проекта режиссер просит прислать видеоинтервью с ответами на вопросы о карантине, из которых и будет впоследствии собран проект. Платформа PREMIER Online и кинокомпания Premier Studios объявили конкурс короткометражек о жизни в изоляции (обо всех активностях в мире молодого кино, которые еще на самом деле очень даже случаются, читайте на канале @pitchingi в любой социальной сети).

От режиссеров не отстают и сценаристы – фейсбучные сценарные группы уже пестрят заявками на «подвернувшуюся» тему. Опрос, проведенный проектом «Питчинги» среди подписчиков (приняло участие 350 человек), показал, что большинство молодых кинематографистов (37%) пишут сценарии – у многих наконец «дошли руки». Столько же смотрит кино и сериалы.

Молодых кинематографистов остерегает Дмитрий Куповых: «Как показывает мой опыт общения с редакторами и продюсерами крупных кинокомпаний, сверхактуальные темы редко запускаются. Вот, просто, поставьте себя на место редактора крупной кинокомпании: в инфополе появляется очевидная тема, которая звучит в обществе, по телевидению, на работе – везде. И меня, как редактора, заваливают огромным количеством историй на эту тему. При этом общий уровень заявок – всегда слабый. И я начинаю слишком критично относиться к ним. И тут этот слабый уровень натыкается на повышенную критичность. Даже хорошие проекты теряются на этом фоне. Вот почему такие темы редко запускаются. Но коронавирус будет исключением, так как затронул весь мир без исключения 😉 Главное не торопитесь написать хоть что-нибудь, лишь бы быть первыми. Сейчас время не только самоизоляции, но и самоцензуры))».

Редактор медиакомпании Ivi (в прошлом – редактор студии «Кинослово», «Среда») Анна Хадалаева высказывает свою точку зрения: «Нельзя сказать, что вся почта в готовых заявках про мировой вирус, но, безусловно, авторы про это думают, советуются, обсуждают. Всплеск интереса к этой теме в отечественном кино произвел телесериал Павла Костомарова «Эпидемия» (премьера которого состоялась 14 ноября 2019 года – прим авт.). И как любой успешный проект породил массу клонов. Так же происходит и с популярными и успешными фильмами – например, после «Духлесса» пошла волна и мода на истории про клерков, после сериала «Мажор», а чуть раньше фильма «Мы из будущего», – мода на перемещения героев по социальным или временным слоям. Но кстати, и «Эпидемия», и «Духлесс» – экранизации, то есть именно авторы книг угадывали время, дух и проч.

Скорее авторам стоит задуматься не о самой эпидемии, а о том, как изменится мир после нее. Чтобы к моменту, когда земляне переживут ее, быть вооруженным суперактуальными идеями. Наверное, после того, как все закончится, смотреть про саму эпидемию (мы еще не знаем, чем все закончится) будет не много желающих. Все-таки переживать такие сильные, драматические эмоции по только что прошедшим событиям зрителю будет сложно. Кроме того, важно понимать, что автору нужно суметь осмыслить все происходящее сегодня. Это не корректный пример, но, совсем грубо говоря, писать о Блокаде может далеко не каждый автор. Ну и главное – «страшилки» про эпидемию вряд ли будут пользоваться успехом. Кризисное время всегда способствовало всплеску комедийных и патриотических, духоподъемных историй – тут достаточно обернуться на все сто с лишним лет истории кино назад».

Свою оценку тематике и проблематике молодого кино в настоящем и будущем дает Руководитель программ Центрального дома кино, Программный директор Открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» Виктор Прокофьев: «На самом деле у нас впервые года за два-три на фестивале образовался какой-то идеальный состав отборочной комиссии, и мы уже в январе обозначили две лидирующие темы этого года. Первая – достаточно откровенная и свежая – неоднозначный родительский (и преимущественно материнский) вклад в своих детей. Так, например, лиричная работа «Моя мама (не) самая лучшая» точно озвучивает проблематику, которая жестче и бескомпромисснее поднимается в двух-трех десятках фильмов. Вторая линия, и она тоже касается свежего взрослеющего поколения – «молодежь без руля». Многие картины наполнены характерами беспокойными и тревожными, но при этом герои наделены самобытностью и каким-то сосредоточенным чувством самостоятельности.

Мне бы не хотелось, чтобы авторы повально начали снимать кино о дефиците масок либо ожидании апокалипсиса. Считаю, что этот карантин подталкивает нас к мыслям, которые ранее не были приоритеты. Вот, например, вынужденные дистанции, формирование панического состояния от блогов и некоторых СМИ, а также необходимость в спокойствии и уединении. Я к подобным темам в кино очень расположен, но сейчас не предвосхищаю их, а напротив, вспоминаю что-то похожее из прошлого года. И точно – на «Святой Анне» и «Кинопробе» в прошлом году показывал два фильма на темы паники и затворничества: «ТэЦэ» Станислава Малкова из питерского КиТа и «Я дома» Павла Игнатьева из МШНК».

Кризис как возможность

Любой кризис способствует активизации поиска новых возможностей. Многое устареет – устаревает прямо сейчас. Тем интереснее искать новые темы и форматы!

Максим Русяев прогнозирует: «Любой контент будет востребован со стороны VOD-платформ. Люди сидят дома, смотрят онлайн, в течение 5-6 месяцев обязательно возникнет дефицит. Востребованность контента со стороны байеров возрастет. Так что если через полгода у вас будет достойный контент, своего покупателя он найдет». Поэтому собственное производство пока стоит в ближайших планах Super35.

Интересное отметил Дмитрий Куповых: «Сейчас, мне кажется, в дамки выйдет Тимур Бекмамбетов со своим скрин-лайфом. Никто ему не верил, что за этим форматом будущее, но сейчас, по ходу, само будущее решило поверить Тимуру)) По мере роста и привыкания к онлайн-коммуникации, скринлайф-формат будет все более востребован на интернет-платформах.»

Анна Хадалаева вовсе не уверена, что кинотеатральный прокат понесет серьезный урон и сценаристам стоит переключаться только на онлайн-форматы: «Вот-вот начнутся премьеры всех платформ, и только после этого можно будет говорить, насколько это успешные начинания, готов ли зритель приходить в онлайн-кинотеатры, а главное – платить)) Поэтому тут нет одного универсального ответа – писать нужно всем, разное, много и оч. круто))».  

В поисках новых идей и форматов и продюсер Юлия Богатикова: «Сейчас мы оказались, можно сказать, в ситуации 1917 года – эпидемиологический кризис совпал с кризисом экономическим и конституционным. Конечно, это скажется на контенте. Возрастет количество политических форматов в digital-пространстве, которых до этого не были широко распространены, – ток-шоу, дебатов, проч. Кроме того: людям надо как-то выживать в кризис. Поэтому я предсказываю волну форматов о том, как простым людям сберечь финансы – обезопасить, преумножить, трансформировать. Еще 5-6 лет назад такая тематика на телевидении и в интернете была у нас не востребована, хотя во всем мире подобных шоу много. Но теперь все изменится. Я и сама бы смотрела такой контент.

Креативные продюсеры и шоураннеры должны всегда быть чуть-чуть впереди мейнстрима, смотреть в будущее. И я призываю сейчас всех, кто имеет отношение к производству профессионального видеоконтента, объединиться и создавать именно тот продукт, который необходим людям в настоящей ситуации. Я открыта для предложений, и все желающие могут обратиться ко мне, чтобы мы все вместе сообща создавали самый передовой и прогрессивный контент. Готова поделиться своим опытом и знаниями многих зарубежных форматов. Сейчас важно все делать быстро, вовремя. Дело даже не в тех доходах, которые мы сможем получать, а в той реальной помощи, которую мы окажем обществу».

Автор Наталия Егорова

Tags:

You Might also Like