Небольшой обзор кризисной ситуации от создателя проекта «Питчинги» Наталии Егоровой с предложениями экспертов, как мы все ее должны пережить, а лучше – ПРОжить.
Не конец, но заморозка света
ММКФ и «Святая Анна», которых так ждали в апреле, перенеслись на неопределенный срок. Кажется, больше всего этому расстроилась моя подруга – сценарист и продюсер Мария Макарова @marimak25, которая пару месяцев назад переехала в Москву из Казани: она мечтала впервые в жизни отметить свой День рождения на крупнейшем событии фестивальной жизни Москвы. Фестиваль короткометражных фильмов «Человечное кино» в Челябинске (даты проведения 1-4 апреля) пройдет онлайн (со всеми мастер-классами, воркшопами и занятиями йогой). Министр культуры РФ Ольга Любимова подписала приказ с рекомендацией для всех кинотеатров приостановить деятельность с 23 марта 2020 года. И уже 24 марта на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории РФ было принято решение поручить органам исполнительной власти приостановить деятельность кинотеатров (кинозалов), а заодно и других развлекательных и досуговых заведений.
«Уйдет ли зритель из кинотеатров в онлайн, пока прогнозировать сложно. Зависит от того, как долго продлится карантин. Есть информация, что 12 апреля вовсе не конечная дата – будет и продолжение, а, может, и повторение, ведь распространение эпидемии происходит волнами. И, конечно, это не может не повлиять на культуру смотрения и производство фильмов. Конечно, какая-то часть кинотеатров закроется, обанкротится, но полностью культура кинотеатрального смотрения не умрет – просто снизит обороты.
Индустрия еще с прошлого года трубила, что интернет-платформы стремительно развиваются и будущее за интернет-сериалами – и сейчас Вселенная это подтверждает. Еще до пандемии было понятно, что начнет активно развиваться платный онлайн-просмотр. А коронавирус выступил мощным катализатором для ранее сформировавшихся тенденций. Что касается перепрофилирования профессионалов кино в сторону интернет-сериалов, то я советую это своим студентам еще с осени 2019 года. Сейчас действительно самое перспективное время для создания контента под онлайн-платформы. И полный метр разрабатывать имеет смысл только если вам необходимо получить опыт в создании данного формата, доказать себе и окружающим, что вы можете это делать. А если вы хотите попасть в индустрию, то надо разрабатывать интернет-сериалы».
Продюсер, генеральный директор ООО «Видео Республика», член Академии Российского телевидения, куратор факультета Креативного продюсирования Академии Коммуникаций Wordshop Юлия Богатикова комментирует сложившуюся ситуацию: «Из-за короновируса, да и не только, тенденция такова, что отклик у аудитории найдет не столько развлекательный, сколько полезный и применительный к повседневной жизни контент. Первой ласточкой уже стала программа Первого канала «Проверено на себе», где ведущие Владимир Маркони и Елена Абитаева с большой долей юмора рассказывают об интересных и полезных вещах. Сейчас станут более востребованы форматы типа «как это сделано» – причем в самом широком значении фразы (начиная от политики и кончая бытом). Наряду с, как всегда популярными у зрителей, хорошими фильмами и сериалами, такие передачи будут вызывать активный интерес».
Смотреть, конечно, есть что: многие онлайн-видеосервисы предоставили скидки, а то и бесплатный доступ ко всему или части своего контента. Меж тем появляются и прогнозы недалекого кризиса, связанного с отсутствием видеоконтента – по причине остановок производства многих проектов в период карантина. Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющая 35 кинокомпаний, написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке, так как в связи с ситуации с коронавирусом и мер по его сдерживанию российские производители кино- и телеконтента вынуждены останавливать съемки в общественных местах, а это, по их словам, может сдвинуть и выход фильмов в прокат, и премьеры на телевидении. По сообщению газеты «Коммерсантъ», на «Мосфильме» на прошлой неделе висело объявление об ограничении присутствия на съемочной площадке одномоментно в 50 человек. Впрочем, и такими силами кино можно производить.
Конечно в данной ситуации сложнее всего именно профессиональному сообществу. Процесс производства замедляется. Однако традиционно большая часть сериального производства осуществляется летом (начало активности: конец мая – начало июня), поэтому в это время года если что-то и снималось, то только пилоты. Так что пока не стоит бить тревогу – если карантин продлится месяц, полтора, то серьезного урона индустрия не потерпит. Другой вопрос, что падает рекламный рынок и, конечно же, это отразится на бюджетах сериалов и другого видеоконтента».
Ренталы кино- и видеооборудования отмечают падение спроса на их услуги. Генеральный директор Super35 Максим Русяев комментирует: «Спрос падает. 50% проектов переносится на осень. А если карантин продолжится, на осень отложат и остальную половину. Но мы верим в лучшее. Следующая неделя будет показательной». При этом Super35 не прогнозирует изменение цен на аренду в посткарантинном будущем и сохраняет скидку 50% для всех студентов: «Цены вряд ли упадут. В ренталах цену не формирует спрос и предложение. Рынок крайне узкий, о демпинге сразу узнают и корпоративно «поговорят»; цена формируется из возможностей бюджета и продюсеров +/- 10%. А студенты – безусловно, коммон!»
Снимаем дома
23 марта Андрей Кончаловский обратился к своим подписчикам в социальных сетях с предложением стать соавторами документального фильма-исследования с рабочим названием «Карантин по-русски»: участников проекта режиссер просит прислать видеоинтервью с ответами на вопросы о карантине, из которых и будет впоследствии собран проект. Платформа PREMIER Online и кинокомпания Premier Studios объявили конкурс короткометражек о жизни в изоляции (обо всех активностях в мире молодого кино, которые еще на самом деле очень даже случаются, читайте на канале @pitchingi в любой социальной сети).
От режиссеров не отстают и сценаристы – фейсбучные сценарные группы уже пестрят заявками на «подвернувшуюся» тему. Опрос, проведенный проектом «Питчинги» среди подписчиков (приняло участие 350 человек), показал, что большинство молодых кинематографистов (37%) пишут сценарии – у многих наконец «дошли руки». Столько же смотрит кино и сериалы.
Редактор медиакомпании Ivi (в прошлом – редактор студии «Кинослово», «Среда») Анна Хадалаева высказывает свою точку зрения: «Нельзя сказать, что вся почта в готовых заявках про мировой вирус, но, безусловно, авторы про это думают, советуются, обсуждают. Всплеск интереса к этой теме в отечественном кино произвел телесериал Павла Костомарова «Эпидемия» (премьера которого состоялась 14 ноября 2019 года – прим авт.). И как любой успешный проект породил массу клонов. Так же происходит и с популярными и успешными фильмами – например, после «Духлесса» пошла волна и мода на истории про клерков, после сериала «Мажор», а чуть раньше фильма «Мы из будущего», – мода на перемещения героев по социальным или временным слоям. Но кстати, и «Эпидемия», и «Духлесс» – экранизации, то есть именно авторы книг угадывали время, дух и проч.
Мне бы не хотелось, чтобы авторы повально начали снимать кино о дефиците масок либо ожидании апокалипсиса. Считаю, что этот карантин подталкивает нас к мыслям, которые ранее не были приоритеты. Вот, например, вынужденные дистанции, формирование панического состояния от блогов и некоторых СМИ, а также необходимость в спокойствии и уединении. Я к подобным темам в кино очень расположен, но сейчас не предвосхищаю их, а напротив, вспоминаю что-то похожее из прошлого года. И точно – на «Святой Анне» и «Кинопробе» в прошлом году показывал два фильма на темы паники и затворничества: «ТэЦэ» Станислава Малкова из питерского КиТа и «Я дома» Павла Игнатьева из МШНК».
Кризис как возможность
Максим Русяев прогнозирует: «Любой контент будет востребован со стороны VOD-платформ. Люди сидят дома, смотрят онлайн, в течение 5-6 месяцев обязательно возникнет дефицит. Востребованность контента со стороны байеров возрастет. Так что если через полгода у вас будет достойный контент, своего покупателя он найдет». Поэтому собственное производство пока стоит в ближайших планах Super35.
Интересное отметил Дмитрий Куповых: «Сейчас, мне кажется, в дамки выйдет Тимур Бекмамбетов со своим скрин-лайфом. Никто ему не верил, что за этим форматом будущее, но сейчас, по ходу, само будущее решило поверить Тимуру)) По мере роста и привыкания к онлайн-коммуникации, скринлайф-формат будет все более востребован на интернет-платформах.»
В поисках новых идей и форматов и продюсер Юлия Богатикова: «Сейчас мы оказались, можно сказать, в ситуации 1917 года – эпидемиологический кризис совпал с кризисом экономическим и конституционным. Конечно, это скажется на контенте. Возрастет количество политических форматов в digital-пространстве, которых до этого не были широко распространены, – ток-шоу, дебатов, проч. Кроме того: людям надо как-то выживать в кризис. Поэтому я предсказываю волну форматов о том, как простым людям сберечь финансы – обезопасить, преумножить, трансформировать. Еще 5-6 лет назад такая тематика на телевидении и в интернете была у нас не востребована, хотя во всем мире подобных шоу много. Но теперь все изменится. Я и сама бы смотрела такой контент.
Автор Наталия Егорова