Type to search

«В любом деле важно постоянство и дисциплина».

6 лет ago

 

Без какого-то четкого плана кино-обозреватель портала «Мысли О» встретился с одним из самых интересных кино-композиторов нашей страны Дмитрием Носковым. Вместе мы обсудили то, как лучше начинать работу в этой сфере, приоритетные жанры и совместные проекты, созданные вместе с Иваном Бурляевым.

Вы уже более 14 лет пишите музыку для фильмов, сериалов и мультфильмов, а с чего все началось? Как вы стали композитором?

Музыку в кино я начал писать с 2004 года. Аркадий Укупник, с которым я работал к тому моменту в качестве аранжировщика уже 6 лет, пришел с короткометражным фильмом Всеволода Плоткина. Это был наш первый опыт работы в кино, который захватил меня целиком и полностью. И показал, что работа аранжировщика скудна и скучна, по сравнению с работой кинокомпозитора. Поскольку мой опыт в оркестровой музыке тогда был невелик, мне пришлось штудировать всю существующую академическую музыкальную историю самостоятельно. С этого момента, я буквально отказался от всех своих аранжировочных клиентов и решил, что я хочу заниматься только музыкой для кино. Риски были велики, так как пробиться в кинобизнес, фактически без опыта работы, практически невозможно. Но мне повезло, Аркадий принес картину «Сволочи» Александра Атанесяна, которая монтировалась в тот момент. Нам дали попробовать сделать большое, по тем меркам, кино. И, как видите, все сложилось. Потом, правда, почти год были без работы. До тех пор, пока не появился Александр Стриженов с картиной «Любовь-морковь». И как-то после этого, всё встало на постоянные рельсы, и я полностью погрузился в кино, без оглядки. О чем ни разу и не пожалел в последствии.

Какое кино вы любите?

Я люблю разное кино. Но естественно, у меня есть любимые жанры. Это – хорроры, только не слэшерного плана («Крик», «Пила»), а именно хорроры, научная фантастика и под настроение комедии. А так, я смотрю практически все, что выходит. Кроме комиксов Marvel. Ужасно утомили.

Сегодня кинозрители неплохо разбираются в саундтреках, у вас есть любимые композиторы? Есть те, ради кого вы пойдете в кино в любом случае?

Моим кумиром, несомненно, является Джон Уильямс (Звездные войны, Индиана Джонс, Война Миров и т.д.). Пожалуй, на фильм с музыкой Джона Уильямса я пойду без оглядки. Генри Манчини очень люблю тоже. Из современных Джеймса Ньютона Ховарда («Кинг Конг», «Таинственный лес»), до 2007 года, сейчас он скучноват. Майкл Джаккино («Зверополис», «Доктор Стрэндж»), один из немногих композиторов, который пытается оставить музыку в кино музыкой.

Вы часто сотрудничаете с Иваном Бурляевым, как в этом случае распределяется работа, кто за что отвечает?

Да, с Иваном мы работали уже на 4картинах. Это «Притяжение» Федора Бондарчука, «Напарник» Александра Андрющенко, «Салют-7» Клима Шипенко и сериал «Пять минут тишины» — канала НТВ. С Ваней очень комфортно, потому что он человек крайне музыкальный и очень трепетно относится как к своему материалу, так и к чужому. Творческих конфликтов у нас, практически, не бывает. За редким-редким исключением. И то, вряд ли это можно так назвать. Скорее творческий процесс. Распределяется работа всегда по-разному. Мы просто смотрим кино вместе и делаем намётки, кто в какую сцену «пойдет». Зачастую, я делаю какие-то экшн-сцены, Ваня лирические, драматические. Но бывает и наоборот. Так что коллаборация полная и взаимно-интересная всегда.

Как вы выбираете проекты? Что самое важное должно быть, чтобы вы непременно согласились сотрудничать?

В нашей профессии, да как, пожалуй, и в любой другой, выбирать имеют возможность только люди, дослужившиеся до каких-то профильных чинов. Вот, к примеру Эдуард Артемьев имеет такую возможность выбирать, с чем ему работать, а с чем нет.

Плюс ко всему, когда ты профессионально занимаешься чем-то, то по крайней мере непрофессионально отказываться от каких-то проектов. Единственный критерий, тебе кино должно хотя бы немного нравится. Иначе просто не получится написать к нему музыку. Также, важный для меня критерий это — оплата. Я не соглашаюсь работать за маленькие деньги принципиально. За редким исключением, если это не студенческая работа, которая мне понравилась. Тогда я могу и бесплатно написать музыку. А если дело касается коммерческого кино, то я считаю, что продюсеры все- таки должны учитывать и закладывать расходную статью на композитора. А то зачастую люди приходят тогда, когда уже все деньги потрачены на съемки и пост-продакшн, а на композитора почему-то вдруг не осталось.

Какой жанр для вас сейчас является приоритетным, самым сложным, но и самым интересным?

Какого-то конкретного приоритетного жанра у меня нет. Я люблю всякое кино. Единственное, рад, что сейчас комедии немного схлынули из моей фильмографии. В какой-то момент я уже начал думать, что «обречён» на вечно застрять в юмористическом жанре. Но слава Богу, в последнее время ситуация исправилась и в моей фильмографии появились серьезные картины. Не без помощи Ивана Бурляева, который любезно предлагает мне посотрудничать с ним на той или иной картине.

Ваш коллега Иван Бурляев иногда пишет музыку для трейлеров, не хотели бы поучаствовать в чем-нибудь подобном?

Я неоднократно писал музыку для трейлеров. Это и «Индиго» Романа Прыгунова, за этот трейлер мы получили премию «Блокбастер» в своё время. И «Любовь-морковь 2,3» и «Юленька», «Ирония любви», «Поцелуй сквозь стену», «Все включено», «Крякнутые каникулы» и т.д. Так что опыта и на этом поприще у меня достаточно.

Какова ваша формула успеха? Работа, работа и еще раз работа? Что-нибудь к этому добавите?

Да, как ни банально это прозвучит, но работа, работа и еще раз работа. В любом деле важно постоянство и дисциплина. Нужно всегда быть в курсе происходящего, как на нашем рынке, так и на зарубежном. Знать все о тенденциях и веяниях. И прослушивать много-много хорошей, а иногда и не очень музыки. Плюс, важно уметь услышать создателей картины – режиссера или продюсеров. В конце концов, это они все придумали и сделали. Моя задача не испортить всё, а только улучшить. И тут, как раз очень важен диалог.

Автор Дмитрий Бортников.

Tags: