Type to search

«…Это истории о наших людях, о нашей стране»: интервью с режиссером Висом Виталисом.

6 лет ago

Пятница, вечер, центр Москвы, зал наполняется людьми. Встречает гостей человек, у которого улыбка не сходит с лица, продюсер Никита Харсека. Он для каждого найдет правильные слова, со всеми успеет перекинуться парой фраз, рассказать смешную историю или обменяться визитными карточками. Самая главная звезда вечера опаздывает: хотя, как выяснится позже, вовсе не из-за капризов, а из-за технических проблем с подготовкой премьерной копии.

Официальная часть начинает сам Вис. Автор с юмором рассказывает, что монтаж нового фильма слишком затянулся и потому он принял волевое решение, сперва поставить дату премьеры, а потом уже, к этому дедлайну, закончить работу. И, по сути, окончательный монтаж был завершен буквально за полчаса до премьеры – решение смелое и, кажется, даже отчаянное.

Первым фильмом, открывшим киновечер, стал проект «То, что тебя спасет» — 30 номинаций и 3 победы на фестивалях. По жанру это зомби-муви, но на самом деле, как подчеркнул автор, это кино не про зомби, а про любовь. Автор играет со зрителями, с каждой сценой новой усиливая ужас происходящего и накаляя отношения между героями, оказавшимися в ловушке… Но финальный непредсказуемый твист заставляет взглянуть на весь сюжет совершенно по новому.

Второй фильм, «Баллон» — совсем другая история. Это короткий и емкий триллер, порождающий массу интерпретаций. Всего за пять минут Вису удалось создать на экране целый мир, сложного героя и загадочную ситуацию, которая неожиданно раскрывается последние секунды фильма – и оставляет больше вопросов, чем ответов.

Фильм получил 55 фестивальных номинаций и несколько международных наград.

И наконец, премьерный показ проекта «Лучше, чем в жизни». Этот фильм оказался самым лиричным проектом сурового Виса Виталиса, и после его просмотра остается желание делать добро и быть внимательнее к людям…

Как вы поняли, что хотите стать режиссером?

Кино – это магия. Все хотят либо быть частью волшебства, либо делать его. У меня много амбиций, я очень уверенный в себе человек и, начав, как все, с просмотра кино, в какой-то момент я понял, что хочу сам творить волшебство. И еще чуть позже – начал это делать. Может быть, слишком поздно, а может, в самый раз. В юности мне, конечно, не приходило в голову, что когда-нибудь я стану заниматься чем то подобным. Я простой уличный московский мальчишка с окраины. Никому из моих друзей и одноклассников, шпаны и хиганов, и в голову не приходило, что можно жить иначе, кроме как «на завод и домой». Кино?… Режиссура?… Актеры?… Нет, это все, в каком то другом мире, где нас никогда не будет. Как Луна. Как Америка.

Спустя тысячу лет, когда все стало проще и доступнее, я решил, что – пора. И снова начал снимать кино. К тому моменту я провел кучу времени в «Музее Кино», я там провел половину своих девяностых. Это был потрясающий проект Наума Клеймана. Пересмотрел там я весь золотой фонд кинематографа – прямо фильмографиями — Коэны, Куросава, Каурисмяки, Феллинни, Ходоровски, Сабо, Антониони, Херцог, мой любимый Шлендорф… В свое время самоучку Тарантино назвали «очень насмотренным юношей», ну вот и я такой же. Знаю буквально каждого режиссера и их фильмы тоже. Смотрел и учился. И кусал локти – потому что видел, что я тоже могу.

И с чего все началось?

С амбиций. И дешевого фотоаппарата, который уже мог снимать куски видео. В принципе, так начинают многие. Потом – рост, все лучше и профессиональнее… Но я все равно вижу массу ошибок в своих фильмах. Хотя их можно объяснить: все снимается за свой счет, впопыхах, с форс мажорами, малой командой с недостаточными силами и ресурсами… В итоге — масса брака и часто приходится спасать кино уже в монтажной – переделывая и выкидывая целые сцены. Но важен результат, а он, в принципе, меня вполне удовлетворяет – и как показывает международное признание, — жюри множества фестивалей тоже. Хотя есть куда стремиться и мои лучшие фильмы – впереди. Я только беру разгон.

А что вы думаете про артхаусное кино?

Я не люблю артхаус. Я люблю жанр. Я люблю историю. Героя, сюжет, отношения, приключения. Самовыражение автора посредством намеков и чистых образов меня не интересует вообще. Я считаю, что содержание должно превалировать. Хотя я против артхауса я ничего не имею, просто это не мое. Каждому свое. Когда у автора нет сюжета, но есть красивые образы, да, пожалуйста, снимай. Но для меня это произведение скорее не здание, а дизайн. А я человек простой. Дайте мне героя, сюжет, видеоряд и хорошо бы еще, мысль. Все эти детали складываются в своего рода паззл, который и является арт-объектом. Самое крутое – это когда кино как-бы начинается еще до вступительных титров, а заканчивается – в голове зрителя, когда он уже вышел кинозала. Я частенько повторяю, что если отрезать у некоторых голливудских картин последние пять минут они только выиграет от этого – добавится и интриги и простора для трактовок…

И чего вы предложите ждать зрителям ближайшем будущем?

В 2017 я снял три фильма. Первый мы уже увидели, в работе еще два. Они – очень условно – объединены мной в т.н. «Русскую трилогию». И это, да, — скорее социальное кино, ни зомби, ни триллеров тут нет. Но уверяю, эти фильмы будут завораживать зрителя не хуже любого триллера. Это истории о наших людях, о нашей стране. О ее истории, о ее непредсказуемом отношении к себе самой и к своим гражданам. О ее прошлом и ее будущем. Меня это заботит. Я люблю Россию и переживаю за все, что здесь происходило и происходит. Но мне кажется, любовь к Родине должна быть обоюдной. Если мы любим Россию, почему же она не любит нас?…

Но не будем о грустном. В двух словах я буду делать кино, на которое сам пошел бы. Оно будет интриговать, трогать, завораживать. Это нормальная и естественная установка для любого автора в любой сфере искусства. И для меня тоже.

Спасибо за беседу, Вис! Увидимся на премьерах!

Для связи по работе или сотрудничеству с Висом Виталисом можно обращаться непосредственно к его продюсеру — Никите Харсека (nifigasebeadresmsk@yandex.ru, +79268004227).

Автор Дмитрий Бортников

Tags: