Type to search

«Чёрная пантера» : Африканская трагедия.

6 лет ago

«Исключения из правил лишь подтверждают правило» — звучит известная фраза, которая легко применима к новому фильму от «Marvel Studios». В то время, как «Тор: Рагнерёк», «Стражи Галактики 2» и «Человек-паук: Возвращение домой» являются фильмами, упор в которых сделан по большей мере на развлекательной составляющей, «Черная пантера» на их фоне смотрится совсем иначе.

Зритель с самых первых минут оказывается вовлечен в политические неразберихи Ваканды – изолированного от мировой цивилизации города-государства, которые благодаря сверхпрочному металлу вибраниуму обеспечили себе успех, процветание и технологическое развитие. Мы наблюдаем приход к власти нового короля – Т’Чаллы (в исполнении Чедвика Боумэна), которому нужно сразу же проявить себя в действии, как королю. Раскачки никакой нет, знакомство с персонажами происходит очень быстро, и уже совсем скоро мы видим их в экшн-действиях. По всей видимости, авторы посчитали, что наибольшее раскрытие героев происходит в боевых сценах. Во многом такой ход оказался оправдан – уже заявленные по небольшим диалогам намёки на характеры персонажей в скором времени проявляются в полной мере.

Упор на действии, а не на диалогах, позволяет иначе воспринимать довольно необычный для фильмов от «Марвел» сюжет. Кажется, словно сам Шекспир снизошел до написания сценария к этому фильму. Только из-за немного размытых границ и хорошо расставленных акцентах поначалу трудно понять, кто здесь Гамлет, а кто Клавдий, кому быть, а кому не быть (королем Ваканды). Увы, но создатели фильма не стали дорабатывать подобные «серые» характеры, в итоге всё равно вернулось к старой и проработанной схеме «хороший против плохого».

В фильме очень много от ссылок к современным политическим и социальным процессам, происходящим в мире, причем отчетливо видно, от чьего лица сделан акцент. Здесь и разговоры о допуске беженцев на территорию Ваканды (вспомним, как приток беженцев сказался на жизни Европы), и стремление некоторых персонажей делиться накопленными природными богатствами и технологиями (намёк на то, что самим США стоит делиться знаниями с отстающими государствами). Не обошлось, конечно, без самых любимых «тематик» — расовый и «женский» вопросы. Первый раскрывается в ненавязчивых фразах и от ссылках на исторические события (например, упоминание одним из героев того факта, что многие африканцы бросались в воду с кораблей, направляющихся на Большую землю, чтобы умереть свободными, а не в рабстве). Второй выражен в изображении нарочито сильных женских персонажей. Никто из них не дал слабину, все были готовы дать отпор, если понадобится. Радует, что подобные намёки не наносят ущерб повествованию, а тесно вплетены в сюжет, в результате чего смотрятся вполне гармонично. То же касается и самоиронии, когда после очередной пафосной сцены другие персонажи, наблюдающие за «громкими» фразами героев, буквально зевают от скуки.

Кроме хлеба, создатели не забыли и о зрелищах. Все боевые сцены сняты очень красиво и зрелищно. Особенно радует операторская работа и монтаж – многие сцены длятся довольно долго без склеек, плюс камеру иногда словно движется по полю битвы, в результате чего бои не выглядят нарочито постановочными, а являются частью целого большого побоища. Особенно удались авторам отлично снятая автомобильная погоня по Пуссану, финальные бои за Ваканду, а также битва двух Пантер (особенно шикарная смотрелась их кратковременная, но очень захватывающая дух драка в полете). Всё это пиршество для глаз отлично раскрывается в формате IMAX 3D, благодаря которому все сцены имеют удивительный объем и глубину. Правда, немного бросается в глаза «компьютерность» самой Ваканды, но зато натурные съемки удались на славу.

Стоит добавить и ложку дёгтя. Авторы стали заложниками собственных идей, насколько бы хорошими они не были. Во-первых, заданный бешеный тон не позволяет хоть чуть-чуть перевести дух. Да, темпо-ритм иногда замедляется, но всё это является лишь затравкой для очередного действия, а не для того, чтобы зритель передохнул, и смекнул, что в фильме к чему. Во-вторых, политические и моральные интриги, которые пытаются натянуть создатели, дают трещину. Потому что, как говорилось ранее, всё сводится к очередному «черно-белому» изображению миру. Главный злодей, казалось, должен быть антиподом героя, но не быть при этом чересчур отрицательным, однако буквально пара действий, свойственная всем злодеям во вселенной «Марвел», и перед нами очередной отрицательный персонаж. Да, отличается его предыстория, но мотивация самая обыкновенная – борьба за власть. У того же Шекспира Клавдий тяжело переживал собственное злодеяние, но в «Черной пантере» муки совести отрицательным персонажам несвойственны. Это касается как Эрика «Киллмонгера» (играет Майкл Б. Джордан), так и Улисса Кло (Энди Сёркис). Немного разбавить краски мог и агент ЦРУ Эверет Росс (Мартин Фриман), который преследует цели лишь в благо США, но и он, в конце концов, принял слишком однозначную сторону. В-третьих, как бы это прискорбно не звучало, фильм не вызывает каких-либо сильных эмоций во время просмотра. Да, боевые сцены смотрятся хорошо, некоторые очень хорошо держат в напряжении. Но за главных героев тяжело сопереживать, потому что они показаны чересчур сильными, чересчур выносливыми, во многом благодаря гаджетам на основе того самого вибраниума. Те слабости, которыми пытаются наделить главного героя Т’Чаллу, не позволяют усомниться в его способностях, его выборе во время тех или иных ситуациях. По большей части, не двузначные намёки на характер героев проговариваются какими-то персонажами, но в действии их нет. И это, пожалуй, главный недостаток.

«Черная пантера» — фильм необычный. Он мало похож на предыдущие ленты от «Марвел», лишь сохранив немного шуток. И при всех шероховатостях сюжета и героев, фильм всё равно кажется очень интересным. Эксперимент на поле политических триллеров, игра в трагедию не прошла зря для создателей этой картины. Да, всё задуманное у них не получилось. Но и полученный результат вызовет положительные эмоции, а также оставит после себя приятные впечатления после просмотра. А это именно то, за что мы все так любимы фильмы от «Марвел».

Автор Влад Туманов

Tags:

You Might also Like