РАЗМЫШЛЯЮ

Type to search

«Довлатов»: Историческое полотно Ленинграда 70-х годов.

4 года ago
Share

Каждый из нас хоть раз задумывался – кто он, зачем родился, какова его роль в этом мире. Немногие могут адекватно ответить на этот вопрос, кто-то проигнорирует это и просто пойдет по своему жизненному пути. Но иногда такие мысли посещают любого из нас, когда непреодолимые преграды мешают сделать следующий, жизненно важный шаг.

Следует разделять личность Сергея Довлатова на реального и киношного. Первый образ каждый из нас формирует сам, в зависимости от его творчества, фактов биографии, мнений современников и т.д. Второй же образ в одноименном фильме – это не столько попытка изобразить на экране личность культового писателя, сколько формирование собирательного образа, символа не только эпохи прошлой, но и нынешней, и грядущей. Проблемы, волнующие главного героя картины, волнуют не только его самого, но и ближайшее окружение: проблемы творчества, отсутствие признания, отказ публикации произведений, нажим со стороны властей. Алексей Герман-младший попытался на основе куска реальной биографии (длинною в неделю) сделать историю, которая может волновать каждого зрителя в зале, даже если тот не написал в своей жизни ни строчки. Потому что кроме этих проблем Довлатов также страдает от неопределенности жизни, уже упомянутых проблемах, а также взаимоотношений с дочерью и бывшей женой.

Увы, не каждый сможет этот фильм пропустить через себя, потому что, как и главный герой, встретят преграду: диалоги буквально проводят культурный ценз для зрителя, впитав в себя не только море отсылок на отечественную и зарубежную литературу, но также и живопись. Однако это стоит того – все эти отсылки на культуру очень удачно вписаны в повествование, рождают улыбку на лице при очень уместном напоминании, а иногда даже заставляют смеяться. Так, очень комично смотрится сцена, где Довлатову предлагают купить роман Набокова про «соблазнение американской пионерки» (речь, естественно, идет о «Лолите»). И таких юмористических сцен очень много в картине.

Отдельно хочется похвалить актерский состав, в особенности сербского исполнителя роли Довлатова – Милона Марича, который в пальто и шарфе смотрится просто идеальной жителем Ленинграда (да и идеально бы смотрелся жителем современного Санкт-Петербурга). Также ансамбль исполнителей включает несколько зарубежных актеров и, естественно, звезд российского кино – Данилы Козловского, Елены Лядовой и Светланы Ходченковой.

Каждый герой – это человек со своими проблемами в жизни, тараканами в голове. Режиссёр не старается нам подробно рассказать о каждом герое, показанном в кадре – мнение о них можно строить только по тем крупицам информации, которые доносятся до зрителя через диалоги с ними. Довлатов в фильме – краеугольный персонаж. Вроде бы окружающая обстановка, культурная «тусовка» живет и здравствует и без него, однако каждый персонаж раскрывается только при общении с главным героем. Когда Довлатов в фильме представляет своего очередного хорошего знакомого другим людям, он также знакомит его с нами.

Однако каждый персонаж фильма настолько погружен в себя, настолько зациклен на собственных проблемах, что кажется, будто чужие его мало волнуют. Чего стоит только диалог в первой половине фильма между Довлатовым и Бродским – каждый из них делится своими невзгодами, однако ни один из них никак не реагирует на проблемы другого. Когда один делится сокровенным, второй будто находится где-то в себе, затем он делится своим сокровенным, мало как вяжущееся с тем, что сказал собеседник. И подобное случается часто. Исходя из этого чувствуется какое-то равнодушие персонажей по отношению друг к другу, либо среди ленинградцев того времени не было принято открыто вступать в разговор насчет проблем одного из них, и они просто изливали друг другу душу, чтобы стало немного легче.

И вышеуказанный прием в какой-то мере работает. Так обрисовывается облик того культурного поколения, который был погружен в себя, старался как-то выбраться из тины, найти своё место в жизни. Кроме указанных взаимоотношений, атмосферу «того самого» Ленинграда рождает и быт героев, и обстановка: тесные коммуналки, вечерние застолья на кухне… Благодаря такой легкой, и в то же время тяжелой атмосфере зритель буквально обволакивается сигаретным дымом, клубящимся от очередной посиделки культурных представителей, становится его участником.

Рассказанная на экране история – это отрывок из жизни не только Сергея Довлатова, но также и его современников. «Большие горести и маленькие радости», разыгранные в течение фильма, не оставят зрителя равнодушным. Фильм притягателен не только образом писателя и его окружения, но и антуражем самого Ленинграда. Однако финал картины не отвечает на вопросы, озвученные в фильме. По сути, все вопросы остаются без определенного ответа, потому что они – универсальны для любого поколения. Возможно, тогда были одни ответы, а сейчас – кардинально другие. Важно было их озвучить, чтобы каждый зритель сам на них нашел ответы, и, вместе с тем, немного задумался о себе и о том, что он делает в этой жизни.

Автор Владислав Туманов

Теги:

You Might also Like