Type to search

«Однозначно живее и качественнее кино смотрится с пленки!»

6 лет ago

У портала «Мысли О» появилась уникальная возможность, которую мы не стали упускать. К нам в руки попался совершенно невероятный человек – Александр Зенин  (Руководитель музея кинотехники, Член Cоюза кинематографистов РФ и учередитель компании INCINE ). Чем он только не занимается, и фотографирует, и звук настраивает, а главное может поделиться познаниями в истории кино и помочь зрителям увидеть фильм, так как задумывали его создатели.

С чего началось увлечение техникой, и как в жизни появилось кино?

В кино я пришел случайно, но технарём и радиотехником был с детства. Моя первая профессия – музыкально-техническая – фортепианный мастер. Во мне всегда боролся человек творческий и человек-технарь. Ведь я и программировал, и монтировал видео, делал графику, рисовал, фотографировал, играл на фортепиано и т.д. Собственно моя карьера в кино началась с создания музея! Позже, мой учитель и наставник оператор-стереограф Сергей Николаевич Рожков убедил меня в том, что необходимо вступить в Союз кинематографистов и двигаться в этом направлении.  Меня приняли без вопросов, так появилась уверенность, что я могу сделать что-то значимое для российского кино. И началась новая веха в моей жизни – работал учителем химии и прикладной информатики в школе,  преподавал курс повышения квалификации учителям. А вот химика из меня не вышло, хотя я являюсь автором синтеза нового вещества… Показалось, что это скучно и никому не нужно. Вообще бросало по жизни, хотелось попробовать все, даже думал о карьере мультипликатора! Рисовал на кальках фазы, снимал кукольные мультики. А теперь все эти умения и навыки слились воедино и все пригодилось. Кроме химии, хотя, как знать, может быть она еще пригодится!
И, конечно же, я хочу, чтобы как можно больше людей понимали, что такое качественный кинопоказ, знали историю кино, и какое оборудование для этого использовалось в разные времена. Надеюсь, что сохраненная уникальная коллекция обретет постоянный просторный дом, ведь у меня лежат в запасниках экспонаты, которые существуют в единичном экземпляре, но имеют огромную ценность с точки зрения изучения и развития кинопромышленности.

Расскажите про работу киномеханика. Все о ней слышали, но мало кто понимает, что она в себе несет.

В пленочные времена от киномеханика многое зависело: непрерывный показ фильма, резкость на экране, устойчивость изображения, яркость, громкость – все, что делает картину событием. Но потом стали появляться системы автоматизации, многозальные кинотеатры и количество киномехаников сильно сократилось, к примеру, в одном кинотеатре мог работать в смену один киномеханик и обслуживать сразу 17 залов! Его задача была по расписанию бегать и перезаряжать пленку, остальное кинопроектор делал сам, но резко упало качество показа, ведь он уже не успевал следить за резкостью, времени на мелкий ремонт и регулировки не оставалось.  Но пришла эра «цифры» и функцию запуска демонстрации фильмов стал выполнять компьютер, отпала надобность оставаться ночью и клеить рекламные блоки и фильмы в огромные рулоны, работа киномеханика свелась до отсидки рабочей смены за компьютером, не работа, а рай какой-то, но длилось это недолго… Качество кинопоказа в кинотеатрах не улучшилось с переходом на цифровой кинопоказ, даже напротив! Любое оборудование требует обслуживания, а если в аппаратной никого нет или проектор вообще висит в саркофаге над головой зрителей? Лампы в проекторах во все времена любили передерживать сверх срока, но при пленочном показе света всегда хватало, в цифровом же показе при малейшем отклонении в спектре лампы это сразу же отражается на правильности цветов в изображении.

После настройки проверки и запуска фильма-мультфильма удается посмотреть то, что показывают?

Наша команда обеспечивает техническое сопровождение большинства крупных кинособытий: ММКФ, кинопремьеры, выставки, кинорынки и другие мероприятия, связанные с кино. Мы регулярно сталкиваемся с неверными настройками оборудования, вышедшими из строя отдельными узлами киноустановок в кинотеатрах, где случается проводить мероприятие. Наша задача — заранее проверить оборудование зала или залов и помочь кинотеатру привести все параметры в соответствие. Их не так много, но чтобы все соблюдать в кинотеатре требуется своевременное обслуживание и определённые затраты. К сожалению, наш кинозритель несильно осведомлен о том какая картинка и звук должен быть в кинотеатре. Студии же, присылают с фильмом набор технических требований, но это все носит рекомендательный характер. Все эти параметры берутся из нескольких мировых документов, которые официально в России не действуют, именно поэтому некачественный кинопоказ не наказуем, а ответственность лежит лишь на совести владельца и персонала кинотеатров.

За пару дней до премьеры мы выходим в ночь после всех сеансов на проверку. Что мы делаем? Будете смеяться, но с проекционным окном… зачастую, для улучшения четкости изображения его приходится просто помыть. Затем наступает очередь  кинопроектора, насколько все оптические узлы чистые, не грязные ли фильтры, какой срок службы у проекционной лампы. Проверяем, включены ли все усилители, обеспечивающие в кинозале многоканальное звучание. Подключаем беспроводной доступ к оборудованию и уходим в зрительный зал, где проверяем  качество передачи изображения и экрана. Далее приходит очередь звука.

Так как именно я в нашей команде занимаюсь звуком могу раскрыть небольшой секрет: не всегда зал хорошо звучит, если настраивать приборами, нужно подключать слух и знания акустических особенностей кинозалов. У каждого места существует ряд проблем архитектурного решения, отсюда и возникают сложности с акустикой.

Еще раз мы проверяет все эти параметры перед самой премьерой, для этого заказчик закладывает время до начала заполнения зрителями залов.

Бывают у нас и репетиции по утрам до сеансов, в случае с русским кино, зачастую мы смотрим кино с представителями съемочной группы, стандартный состав: режиссер, звукорежиссер, оператор и продюсер постпродакшна. Фильм отсматривается целиком, иногда находятся какие-то недочеты и к премьере их исправляют. Наша работа не только очень ответственная и кропотливая, но и интересная, ведь мы видим кинокартину на разных этапах ее создания, иногда с комментариями и историями от создателей! Так, сильно заранее мы видели еще без графики фильм «Притяжение» и многие другие отечественные блокбастеры. Из последнего запомнился кинофильм «Тренер», мы проводили несколько премьерных показов и возили режиссерский дебют Данилы Козловского в Лондон.

А к фотографированию вы как относитесь?

Фотография в моей жизни появилась, когда мне было лет 5-6, тогда еще была пленка, все делалось вслепую, проявляли и печатали люди фотографии дома в ванной. Прошли годы, а у меня в отношении фотографии ничего не поменялось… Конечно, есть профессиональный зеркальный фотоаппарат, но семейный архив ведется исключительно на пленке. Как и раньше я снимаю на черно-белую пленку и печатаю фотографии классическим способом. Например, на Кинорынке в Сочи я устроил фотолабораторию непосредственно в номере гостиницы… Мои фотографии в большинстве — любительские, вряд ли на выставках кому-то это интересно, но процентов пять бывает и художественной съемки – это архитектура, ландшафты или цветы и растения. Исключением являются последовательности фотографий – StopMotion, которым я увлекаюсь много лет. Эти мультфильмы даже участвовали в конкурсах, но это просто хобби. Я очень люблю и уважаю аналоговые технологии: фотография, винил, валики Эдисона, перфоленты для механического пианино, кинопленка и т.д.

Вы руководите музеем, что в нем собрано?

С 2009 года официально существует музей кинотехники, формировать его я начал еще в 2007 году. Концепция его практически не поменялась, я собирал коллекцию только отечественной киноаппаратуры. В нем есть практически весь модельный ряд кинопроекторов, начиная с 1922 по 2008, к сожалению, эра нашей киноаппаратуры кончилась именно в 2008 году. Но есть в музее и экспонаты не отечественного происхождения для демонстрации ключевых моментов развития кинотехники. Например, механические пианино, которые использовали в эпоху немого кино, в нашей стране их не производили. К тому же все экспонаты находятся в рабочем состоянии и многие можно увидеть в действии! Вряд ли вы где-либо еще увидите работающий кинопроектор, у которого источником света является дуговая лампа.  У меня есть оборудование для производства фильмов – монтажные столы, дубляжные кинопроекторы, киномагнитофоны. Есть даже оборудование для производства мультфильмов – мультстанок, покадровые проекторы, прецизионные кинокамеры для кукольной съемки и т.д. Гордостью является коллекция по разделу «Стереокино» — это то, что мы сейчас называем 3D. В кинозале при музее можно посмотреть с 70 мм пленки стерефильмы. Вообще в рамках экскурсии по музею я провожу кинолектории с демонстрацией различных технологий кинематографа исключительно с кинопленок. К сожалению, этот огромный музей до сих пор располагается в обычной средней школе, и моя единственная мечта сейчас найти музею достойное общедоступное помещение.

Как все-таки смотреть кино на пленке или в цифре?

Я застал тот период, когда один и тот же фильм я мог посмотреть и с пленки, и с цифрового проектора. Однозначно живее и качественнее кино смотрится с пленки! Многие, кто были в кинотеатре Октябрь, где я устроил 70 мм показ фильма «Омерзительная восьмерка» вспоминают о глубине цветов, неимоверном контрасте и детализации изображения.

Вы участвуете в различных съемках? Откуда поступают предложения, что влияет на согласие-несогласие?

Сняться в фильме для меня было очень неожиданным предложением. До этого я частенько снимался в научно-популярных передачах. Так были сделаны выпуски «Эволюция кинопроектора» из цикла передач Екатерины Бурлаковой «Эволюция вещей», «Объемный мир. Кинореволюция» Павла Полуйчика, «Эволюция пиксела», да много их было. И был всегда я спикером, но не актером… Около двух лет назад мы познакомились с режиссером Андреем Селивановым, он фанат узкопленочной проекции, у него своя коллекция кинопроекторов и фильмов. Познакомил нас киноинженер Дома кино Юрий Петрович Леечкис. Андрей побывал в музее, на разных кинолекториях музея и на внешних мероприятиях. Почти всегда я демонстрирую работу приставного механического тапера – пианолы. Это устройство, которое появилось в один год с официальной датой старта кинематографа в 1895 году. Как я говорил ранее, эти аппараты использовали для озвучки немого кино. И у него родилась идея для одной из четырёх новелл  полнометражного альманаха по рассказам А.П. Чехова. Мы сняли настоящее немое кино, черно-белое. Сейчас идет этап написания музыки и цветокоррекции, монтаж уже готов. В этой картине я сыграл друга  главного героя (тапера) — киномеханика. Сюжет раскрывать не буду, а то не интересно потом будет смотреть финальную работу. В этом фильме у пианолы тоже есть роль, вокруг нее разворачивается драма. В этой новелле снялись: барон — Михаил Горевой, девушка тапера — Софья Озерова и тапер — Никита Тезин, ну и друг тапера – киномеханик, это моя первая роль в кино.  Мы сделали все аналоговым способом, разве что снимали на цифровую камеру. Но комбинированные съемки, спецэффекты, шумы и звуки – все записывали и снимали специально, без применения компьютерной графики! Атмосфера на съемочной площадке была настолько благоприятной, что фильм мы сняли за две смены! Правда, это короткометражка пятнадцати минутная, но очень сложная по локациям. Пока других предложений не поступало, но актер во мне явно спал…, хотя лукавлю, на сцене я играл, и в комедиях и в драмах, но всегда отрицательных персонажей.

Сложно объединять в себе столько увлечений?

Увлечений у меня действительно очень много. С частью пришлось расстаться в силу отсутствия времени. Так, я почти перестал рисовать, очень редко сажусь за клавиатуру фортепиано, хотя в фильме я дублировал тапера и играл под запись для финальной фонограммы. А так иногда хочется и даже вдохновение есть, но обычно в этот момент я работаю — нужно сидеть в зрительном зале или висеть вниз головой на раме киноэкрана, поправляя какой-нибудь динамик.

Автор Дмитрий Бортников

Фото из Архива Александра Зенина.

Tags: