Type to search

Одесса — город, о котором у каждого есть собственное представление. Даже у тех, кто здесь не бывал. Бульвары, платаны, оперный театр, «Одесские рассказы» и одесский юмор — ряд можно продолжать до бесконечности, но для фильма Валерия Тодоровского «Одесса», все эти одесские стереотипы не имеют значения. За исключением одного — эпидемии холеры, в последний раз случившейся в Одессе почти полвека назад. Холера здесь, впрочем, скорее фон. Фильм, не об эпидемии и не о городе, запертом на карантин, а о людях, которые в этих условиях впервые почувствовали себя свободными. Стали действовать без оглядки на запреты, повсеместные в эпоху, о которой идет речь.

Одесса – Отрывок «Привоз»

«Одесса» — это картина-воспоминание, романтическая попытка Валерия Тодоровского оглянуться на время, «когда деревья были большими», вспомнить о своей семье, детстве, родном городе, о среде и атмосфере, в которой он вырос, и которая осталась только в воспоминаниях.

Одновременно это и семейная драма, героев которой обуревают шекспировские страсти, и классическая пьеса с единством времени, места и действия, и отчасти фильм-катастрофа, в котором смертельная опасность, нависшая над героями, кардинально меняет их жизнь. Это история, рассказанная с непобедимой одесской интонацией – полной любви к жизни и мудрой иронии.

Одесса – Отрывок «Танцы»

«Конечно, это такой «Амаркорд», — комментирует Валерий Тодоровский. — В том смысле, что у каждого режиссера должен быть свой «Амаркорд». Что у меня есть? Одесское детство и мои воспоминания, и двор, и родственники, и соседи, и какой-то мир ушедший, утерянный давно, и этот город, который на самом деле уже давно другой. А дальше — «Амаркорд» же не может быть абстрактным — в городе должно что-то происходить».

Одесса, начало августа 1970 года, жара, пляжи забиты отдыхающими, приехавшими со всей страны. У Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) Давыдовых гостят дочери: старшая Лора (Ксения Раппопорт) с мужем Володей (Сергей Муравьев) и средняя Мира (Евгения Брик) с мужем Ариком (Владимир Кошевой). Вслед за ними в Одессу прилетел Борис (Евгений Цыганов), журналист из Москвы и третий зять Давыдовых. Привезя теще восьмилетнего Валерика (Степан Середа), он рассчитывает тут же вернуться в Москву. Но из-за холеры в городе объявляют карантин, закрывают вокзал и аэропорт, и начинается совсем другая, непохожая на старую, жизнь.

Одесса — Ролик «Актёры» 15″

«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, — говорит Валерий Тодоровский, — потому что я помню холеру в Одессе — я был мальчиком, я ее застал. Это были очень яркие воспоминания: мы идем по городу, и какие-то солдаты стоят, или жара дикая, а нас не пускают на пляж, или все вокруг берут помидоры и поливают их кипятком. Надо понимать, что август в Одессе – время, когда прилавки ломятся от продуктов, а тут закрытый Привоз. Я помню, вначале все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, и руки не мыли, и делали что хотели. Я подумал: «Это вообще круто — снять кино про одесскую холеру. Конечно, это пир во время чумы, но одесский — легкий».

Одесса — Ролик «Валера» 15″

И мне казалось, эта история очень благодатна для кино. Эпидемия – ситуация, когда люди оказались в совершенно особом положении: они не могут ни расстаться, ни разъехаться, ни въехать, не выехать. И пусть эпидемия не оказалась такой уж страшной, всё равно это была болезнь, и люди умирали. По разным подсчетам, от холеры в Одессе умерли то ли 12, то ли 16 человек, а слухи ходили гораздо страшнее. В этом состоянии люди вдруг, ощутив, что не знают, сколько им осталось, начали жить на полную катушку — позволять себе откровенно высказываться, выяснять отношения, а главное, что-то чувствовать — может быть, то, что раньше они чувствовать себе не разрешали. И про это тоже фильм».

Одесса — Ролик «Мам хватит» 15″

Одна из сюжетных линий «Одессы» продолжает тему массовой эмиграции, начатую режиссером в его раннем, втором по счету фильме «Любовь» (1991), героиня которого в конце концов уезжает из страны. «Сценарий картины «Любовь» был написан году в 1984-м или 1985-м, — рассказывает Тодоровский, — я его принес на «Мосфильм», где были знакомые редакторы, дал почитать. Они сказали: «Валера, спрячь это и никому не показывай». Фильм был снят только после перестройки и вышел, когда СССР перестал существовать.

Если в «Любви» мы наблюдаем финал советской эмиграции, то в «Одессе» присутствуем при самом ее начале. В 1970 году была официально разрешена эмиграции из СССР — «для воссоединения семьи». Средняя дочь Давыдовых, Мира (Евгения Брик) вместе с мужем Ариком (Владимир Кошевой) собрались уезжать, но их отъезд способен разрушить жизнь других членов семьи. В частности, карьеру мужа ее младшей сестры, журналиста, для которого выезд за рубеж отныне будет закрыт. В не меньшее смятение планы Миры приводят ее родителей, которые по советским законам должны были дать официальное разрешение дочери. Для отца, убежденного коммуниста, перспектива ее отъезда означала бы крах жизненных идеалов, и он решается на странный, абсурдный поступок, способный превратить в трагедию жизнь семьи.

О фильме

ОДЕССА

Дата выхода в прокат в России: 5 сентября 2019 года

Студия: «Мармот-фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ

Жанр: лирическая комедия

Режиссёр: Валерий Тодоровский

Продюсеры: Леонид Ярмольник, Валерий Тодоровский

Идея: Валерий Тодоровский

Автор сценария: Максим Белозор по мотивам киноповести Дмитрия Иванова

Оператор: Роман Васьянов

Композитор: Анна Друбич

Художник по костюмам: Александр Осипов

В ролях: Леонид Ярмольник, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Сергей Сосновский, Сергей Муравьев, Вероника Устимова, Владимир Кошевой, Степан Середа, Никита Табунщик, Диана Манукян, Станислав Эвентов

В кино с 5 сентября

Tags:

You Might also Like